Хожу, хожу по улицам с новой своей зеркалкой, вспоминаю статью Дмитрия Башкова о выборе камеры… Хорошая статья. Без всяких там «но» или «однако»… Мой сегодняшний комментарий я хочу обратить к тем, кто собирается купить себе зеркальную цифровую камеру. В маленькое дополнение к уважаемому Дмитрию. Все-все – ИМХО! Битая тема… Canon того же качества, что и Sony, будет дороже Sony — на то и бренд… У Sony большой парк относительно недорогой оптики от «Минольты»… У Canon’a многолетние традиции, которые не было нужды менять «для имиджа», как это вынуждена делать Sony… Nikon — без отвертки, старая оптика трудно совместима… Olympus еще не разработал такую матрицу, под которую уже гонит аппараты… Совсем недавно купленная Sony Alpha DSLR-A300 кажется мне менее удобной камерой, чем моя старая пленочная Minolta Dynax 7000i — лучшая журналистская камера Европы то ли 1989, то ли 1990 года. И это на сегодня относится ко всем кропнутым зеркалкам без исключения. Nikon D40, D60, Canon EOS 450D, Sony А700 (все трогал, держал в руках, прицеливался в видоискатель) так же «угловатенько» лежат в мужской ладони, как и моя «Альфа 300». Идет бесконечная борьба за компромисс — вес/размер/удобство. Согласитесь, что мобильный телефон толщиной в треть сигаретной пачки — с малюсенькими циферками — это круто, зато крайне неудобно в эксплуатации. Все мелкие и легкие камеры имеют стойкую тенденцию к «шевеленке» — сдвигу камеры во время спуска затвора, потому что усилие на кнопку спуска может превысить массу камеры. Похвальба «Олимпуса» о самой легкой в мире зеркалке (Е-420) ничего не стоит в профессиональной эксплуатации. Легкая? Карманная? Ну и что? Богатая дама, возьмите ее с собой на пляж! Блинчик? Опять же, ну и что? На кого расчет? На фотографа-мужчину с большими руками? Мука одна, да и только. Пальцы на объективе/фильтре. В старых профессиональных камерах, кроме затвора и зеркала, надо было еще разместить катушку с пленкой и приемную бобину с мотором, да и батарею побольше поставить, чтобы хотя бы на 20 пленок хватило (несколько дней работы корреспонденту). Невозможность уменьшить размеры этих камер была скомпенсирована совершенным удобством хвата. Когда брал камеру в правую руку, появлялось ощущение, что вот эта ручка, где приемная бобина и батарея, создана скульптором, копирующим форму вашей ладони. Мягкие обводы большого корпуса давали возможность левой руке не пристраиваться где-то между дисплеем и встроенной вспышкой (перекрывая ее зачастую), а держать камеру, являющуюся органичным продолжением правой руки, как бы в творческом рукопожатии. «Шевеленка»! Да ты сдвинь такую мощно схваченную камеру! Теперешние ручки на камерах еле достают до ладони, оставляя ощущение, что камера висит на пальцах, а между корпусом и ладонью — воздух. А фирмы, увеличивая свои продажи, расписывают «невероятное удобство хвата», как будто нарочно забывая о собственных достижениях прошлых десятилетий. Ох, они договорятся между собой, эти фирмы, и пришлют ко мне команду для разборки… Шутка. Чтобы не было повышенной «шевеленки», камера должна иметь массу. А шея-то не железная! Побегай-ка денек с полутора-двумя (а то и больше) килограммами — голова и упадет на грудь… Весь этот пессимизм я написал не для того, чтобы обругать, потому что хочется обругать кого-нибудь повыше себя. Это я писал о кропнутых камерах. Возьмите, например, суперкамеру Canon EOS-1Ds Mark III. Ее габариты в ширину (глубину?) — 80 мм. У Canon EOS 450D — 62 мм… Возьмите одну и другую, и вы не сможете не оценить эти 18 мм разницы плюс более широкий захват для пальцев… Камеры полного формата пока еще держат вот это стремление, чтобы фотографу было предельно удобно много часов подряд не замечать усталости. Однако не все так плохо, как может показаться. Во-первых, все наши любимые полуформатные «Никоны», «Кэноны», «Пентаксы», «Сони» не рассчитываются на полностью профессиональную эксплуатацию. Фотоэнтузиаст в состоянии носить на шее камеру весом в 1 кг вместе с объективом. Он не обязан таскать ее на себе с утра до вечера каждый день без выходных. И фотолюбитель может пожертвовать многими параметрами профессиональных камер именно во имя небольших размеров общего багажа вместе с волейбольным мячом, теннисной ракеткой и запасом провианта в чемодане, он абсолютно обоснованно смирится со снижением конечного качества фото, понимая, что обложка Times ему совсем не угрожает. Понимая заодно и тот факт, что разница между любителем и профессионалом заключается в том, что любитель меняет деньги на фотографии, а профессионал наоборот — фотографии на деньги. Даже я так скажу: все вышеназванные полуформатные зеркалки — это, в общем-то, удобные камеры, гораздо удобнее даже сильно продвинутых маленьких мыльниц, в которые наученные пиарщики вставляют даже видеосъемку. И если удобство хвата у них всех, скажем, на твердую четверку с плюсом, то остается между ними разница — довольно серьезная — в доступности к некоторым важным функциям. Вот тут, я думаю, «Кэнон» и «Никон» постоянно оспаривают первое место. ИМХО, безусловно. Я с высоты моей очень любительской колокольни не буду сейчас раздавать места остальным камерам. Я только предположу, какие функции должны бы быть в камере наискорейше доступны. Оперативные функции. Эти функции фотограф должен иметь возможность выбирать одним-тремя нажатиями кнопок одной (конечно, правой) рукой, ее большим и указательным пальцами, или все-таки левой рукой, но одним нажатием, — не выпуская объекта съемки из видоискателя/дисплея. Это установка ISO, это режим съемки или протяжки — покадровая, брекетинг, серийная; это режим вспышки — от борьбы с красными глазами через съемку по задней шторке к заполняющему свету; это также блокировка экспозиции, блокировка (не отключение) автофокуса, оперативная экспокоррекция, эксповилка, экспокоррекция вспышки. Заодно упомянем AF/MF (левой рукой). Это также переход из режима просмотра в режим съемки полунажатием кнопки затвора. Замечу, что некоторые из этих функций активируются в момент съемки, когда один палец фотографа уже занят кнопкой спуска затвора. И это, конечно, быстрота смены объектива. Тактические функции — те, для установки которых фотограф может позволить себе некоторые размышления и время. Это режим замера экспозиции — по точке, по полю, центровзвешенный; автофокус также не приходится часто менять с точечного на зональный или полнокадровый, следящий, покадровый, непрерывный и пр. Баланс белого устанавливают отнюдь не на каждый следующий кадр. Остальные функции я назвал бы стратегическими, поскольку фотограф устанавливает их в соответствии со своей личной концепцией фотосъемок — однажды и на длинный промежуток времени (или даже навсегда). Это такие установки, как формат кадра (2х3, 16х9), качество изображения (RAW, JPEG 1, 2, 3), просмотр и редактирование карты памяти, режим печати с карты памяти и др. — то, что делается не во время съемки. Я, например, не понимаю, когда фотограф, казалось бы, увлеченный съемками, начинает вдруг просматривать фото и удалять неудачные. Нельзя настраивать рояль во время исполнения. Я приношу извинения за то, что перечислил не все функции. Мне важно было обозначить направление. К слову сказать, продвигающийся вверх по лестнице творческого роста фотограф впоследствии сам находит свои приоритеты, и они вполне могут отличаться от моего списка. При выборе своей камеры в магазине новичок, безусловно, не сможет таким подробным образом проанализировать каждую из камер, которые ему сегодня предлагает рынок. И вот здесь должны вступить в действие те самые фотографические сайты, один из которых, безусловно, достойный Prophotos.ru. Статьи в этих сайтах по возможности стараются предотвратить возможные огорчения или даже разочарования от сделанной недешевой покупки. Новичок, не получив ожидаемого удобства (и быстрого удовлетворительного результата), может опрометчиво отказаться вообще от еще не сформировавшегося хобби. А новичок — он потому и новичок, что задает подчас смешные вопросы. Вот один меня спросил: «Я купил Nikon D40. Хорошая камера. Но когда я снимаю вечерние сюжеты, у меня в кадре все светло, как днем. Это что, брак?» Вот поэтому и новичок. Или как-то раз я попросил моего друга сфотографировать меня. Он сфотографировал. Я спрашиваю: «Ну, как камера лежит в руке?» А он мне в ответ: «Не знаю. Для меня это пока совершенно чужеродный предмет…» Тут я на него обиделся. Не нужна ему никакая камера. Я вижу, что разные люди с разной длиной пальцев по-разному будут оценивать удобство камер, еще не зная толком, что там внутри. Тот же пресловутый Olympus E-420 может вдруг абсолютно подойти женщине с маленькой рукой, и уж точно эта дама не сможет оценить мой дерзновенный вопль о старых зеркалках — они ей будут просто велики, да и тяжелы. И если камера «влилась» новичку в ладонь, то он точно купит именно ее, не задумываясь ни о какой другой функциональности. Что значит «влилась»? Вспомним наше детство, когда мы так любили играть с пластилином или мягкой глиной, сжимая материал в кулачке так, что он продавливался между пальцами. Какое сладкое ощущение мы при этом испытывали? Примерно такое ощущение появляется, когда берешь иную камеру — именно «влилась», приросла к руке. А может быть, это и есть самый важный критерий при равном качестве фотографий? А функционал — это следующий вопрос? Но перейду к функционалу на примере любительского анализа моей новой камеры — Sony Alpha DSLR-A300 kit. Поначалу все казалось точно на своих местах. И правда, все первичные функции действительно там, где надо. Но вот я обнаруживаю, что вспышка при определенном виде съемки явно пересвечивает передний план, при том что в кадре есть другой свет и бакграунд освещен вполне прилично, стало быть, общей экспокоррекцией пользоваться нельзя. Начинаю искать, где я могу уменьшить свет от вспышки. Кажется, что он должен устанавливаться там же, где справа под кнопочкой Fn находится «Режим вспышки». Но там его нет, хотя я точно помню, что в камере эта опция есть. Через минуту-другую поисков нахожу ее в общем меню (под левой рукой) на первой странице в последней строке снизу. Начинаю внимательнее изучать кнопку Fn. Нахожу там кнопочку «Оптимизация Д-диапаз.» Зачем эта кнопочка помещена в раздел «Неотложная помощь», когда она относится (ИМХО) к стратегическим функциям? «Если бы директором был я…», то эти две функции — коррекция вспышки и оптимизация ДД — я определенно поменял бы местами. Так же точно баланс белого — не оперативная функция. Я бы ее из Fn перенес куда-нибудь в другое место, а на ее место поставил, к примеру, установку приоритета коррекции «Диафрагма/выдержка» — во время съемки это бывает нужнее баланса белого, который мы, в принципе, точно настраиваем в RAW-конвертерах. Другой момент. Удобная, часто пользуемая функция AEL — блокировка экспозиции/ эксповилка находится на очень хорошем месте. То, что у нее есть два режима («нажал — удерживаешь — корректируешь — снимаешь» и «нажал — отпустил — корректируешь — снимаешь») — это вообще здорово. Другая же кнопочка с родственной функцией — AV, экспокоррекция — находится дальше к середине корпуса около пентапризмы. Доступ к ней чуть затруднен. Притом что под кнопкой AEL есть свободное пространство, и место для AV там было бы в самый раз. Ну, это, впрочем, не настолько критично. Я не занимаюсь восхвалением того, что реально стоит на своем месте. Это же и так понятно. Понимаю, что размеры камеры ограничены. И все же становится немножко обидно, когда при съемке со встроенной вспышкой на фокусном расстоянии 18 мм, когда на объектив установлена бленда, тень от бленды доходит чуть ли не до середины кадра. Это происходит потому, что на самом коротком фокусе тубус объектива опять выезжает наружу. Стало быть, подъем вспышки недостаточен и понятие «кит» становится условным… Об этом есть предупреждение в инструкции, именно про бленду и фильтры, но что нам с него, когда нужно снимать? Где-то с 21-22 мм тубус втягивается и тень уходит. Но и угол охвата снижается! Очень жаль, что многие фирмы стали выпускать AF-объективы без шкалы расстояний. Мне, как старому зеркальщику, этой шкалы временами недостает. Хотя бы при съемках в режимное ночное время, когда автофокус слеп и в видоискатель объекта почти не видно. Так бы и поставил в режиме MF дистанцию, ан нет… И, наверное, последнее замечание. Все кнопочки для левой руки, по моему ощущению, должны бы быть хотя бы на один миллиметр шире. Уж совсем они маленькие. Конечно, я к этому привык и уже практически не замечаю. Но первое ощущение, а оно, как известно, самое точное, было именно таким. Во всем остальном — в том, как эта камера измеряет освещенность, шумит на высоких ISO, стреляет очередями и брекетингом всего, что только возможно, автофокусируется, сама выключается через 1 мин. и за доли секунды включается обратно, расходует энергию батареи (Георгий Полицарнов отметил как-то, что одного заряда хватает на один день неспешной съемки — 100%-е попадание! И даже немного остается), вообще просто как она выглядит, — это замечательное изделие, большой шаг вперед по сравнению с соткой. Может быть, к сожалению, — но я совершенно не пользуюсь режимами программной съемки, наверное, старые традиции ручных зеркалок прочно сидят и не пускают. Поэтому этой темы в анализе моем нет. И я, написав столько, казалось бы, критического об «Альфе 300», тем не менее, очень рад своей покупке. Не сомневаюсь, что если бы я перед приобретением камеры уже знал ее так, как знаю сегодня, я не изменил бы свой выбор. За эту цену — такой аппарат, — да что вы, ей-богу! Вот на этом я останавливаю мой комментарий. Извините за многословие. Всем желаю удачных сюжетов и точных попаданий. Всем новичкам — радости от знакомства и общения с фотокамерами — хорошими и, конечно, разными. Сергей Виноградов.
Источник: http://prophotos.ru/education/9799-kakoy-fotoapparat-vyibrat-?page=2# |