Суббота, 20-04-24, 12:22
ENERGODARPHOTO

Категории раздела

Уроки фотошопа [7]
Советы бывалых [9]
Фотошкола [43]
Разное [8]

Наш опрос

Вход

Главная » Статьи » Статьи о фото » Советы бывалых

Из копилки опыта

Производители фотографической аппаратуры делают всё, чтобы освободить фотографа от решения технических задач съёмки, заменяя их знаниями и навыками обращения с камерой. Наверное, уже пришла пора перевести фотографию из разряда «технических искусств» (этот термин был присвоен советским искусствоведением, чтобы дистанцировать фотографию от искусства изобразительного, отведя ей место в ряду ремёсел) в искусство интеллектуальное. Множественность и популярность фотографических школ и курсов как раз свидетельствуют о том, что интеллектуальная часть населения активно осваивает фотографический способ творческого самовыражения.

В процессе создания фотографии можно выделить два аспекта. Первый — видение. Это способность вычленить в многообразии мира то единст?венное место, ту единственную точку, то единственное мгновение спуска затвора — т.е. ту совокупность факторов, которые сделают вашу фотографию отличной от других, с присущим только вам отношением к окружающей жизни. Вторым аспектом является изобретательность — некий творческий или технический приём, помогающий в полной мере раскрыть замысел фотографии.

Отличие фотографа от всех остальных творческих профессий состоит в том, что он должен обладать способностью зорко видеть, быстро думать и математически точно складывать в кадре предлагаемые обстоятельства.

Большинство фотографий снимается с уровня глаз. Поиск точки съёмки и ракурса сразу выделяет продвинутого фотолюбителя из остальной массы фотографирующих. Это особенно заметно в туристических группах и у значимых памятных мест. Оно и понятно — сознание наше воспринимает мир с высоты своего роста, делая его привычным и стабильным. Из этого простого постулата легко сделать вывод, что любое отклонение от стандартной точки съёмки «с уровня глаз» переводит фотографию в другое творческое измерение, делая её непривычной и зачастую более интересной.

Фотография девочки-подростка сделана на оживлённой городской улице. Точка съёмки «снизу-вверх» позволила вырвать её из многолюдия улицы, придала образу монументальность и значимость.

Недавно во время проведения рекламной акции удалось приобрести 5-мегапиксельный «цифровичок» всего за две тысячи рублей. Без зума и с фокусом «фри» — это миниатюрное создание рук человеческих напомнило мне о практике съёмки «от бедра», которой я увлекался когда-то, снимая плёночной камерой «Ломо-Компакт».

Съёмка «от бедра» — достаточно извест?ный творческий приём, хотя используется не часто. Особенностью такой съёмки является то, что камера зажата в ладони опущенной руки (обычно в перевёрнутом положении) для того, чтобы удобно было нажимать на спусковую кнопку указательным или средним пальцем. Понятно, что камера должна быть небольшой, желательно малозаметной, с удобным расположением спусковой кнопки. Таким требованиям отвечают многие простые плёночные «мыльницы» с фокусом «фри» (с постоянным фокусом, в пределах глубины резко изображаемого пространства) и компактные цифровые камеры.

Съёмка «от бедра» — это фотографирование уличных и жанровых сцен на пленэре, хотя я снимаю и в интерьере со вспышкой, и даже ночью, при свете уличных фонарей.

Сложность такой съёмки заключается в том, что ведётся она вслепую, т.е. не глядя в видоискатель камеры. Фотограф должен обладать особым ощущением съёмочного пространства. Научиться вслепую попадать в цель — задача сложная, требующая большой тренировки. Возникающая морально-этическая проблема, связанная с несанкционированной съёмкой людей, заставляет фотографа, по возможности, не снимать человека в компрометирующих обстоятельствах. Это больше зависит от личности фотографа, его нравственных устоев и внутренней культуры.

Компактные цифровые камеры чрезвычайно удобны для съёмки «от бедра», следует только учитывать инерционность срабатывания затвора. Всегда можно просмотреть отснятый материал и удалить брак, освободив на карте место для продолжения «охоты».

Основным достоинством такой съёмки является «эффект неожиданности». Совершенно невозможно предугадать, как сложится кадр, какое мгновение жизни окажется на нём, попадёт ли вообще твой «выстрел» в цель, не подведёт ли чутьё и ощущение пространства. Зато какой творческой радостью наполняется сердце, когда среди множества «непопаданий» вдруг оказывается интересный кадр, зачастую с концептуальным построением и содержанием. Тут всё непредсказуемо: и композиция, и кадрирование.

Упомянув эти две фотографических составляющих, замечу попутно, что мне приходится просматривать много фотографий, сделанных молодыми фотографами. И главное, что приходится отмечать, — это полное незнание правил композиционного построения снимка и неумелое кадрирование. Складывается такое ощущение, что некоторым просто лень полистать фотографическую литературу — проще опереться на невежественное самомнение. Есть, правда, и один объективный момент: в простых аппаратах сенсор автофокуса находится в центре кадра, что поневоле превращает его в смысловой центр снимка.

Лучше всего для композиционного пост?роения воспользоваться простым правилом из книги Эрла Митчелла «Фотография», которое предполагает деление кадра условными линиями на три равных части по вертикали и горизонтали, при этом точки пересечения этих линий принято считать смысловыми центрами снимка. Снимая, например, морской пейзаж, следует решить, чему вы хотите отдать предпочтение: красивому небу с кущами облаков или бушующей стихии воды. В первом случае горизонт в кадре должен быть по нижней условной линии, во втором — по верхней. А кораблик — в одном из смысловых центров, в зависимости от направления движения. Впрочем, из каждого правила всегда бывают исключения: композиция — не застывшая догма, иначе невозможен был бы творческий поиск, но всякая «неправильность» может быть закамуфлирована только содержательным состоянием снимка.

Что касается кадрирования, то здесь нужно стремиться к тому, чтобы в кадр не попало ничего лишнего, способного помешать восприятию сюжета, ради которого был сделан снимок.

Как-то мне понадобилось снять цветы, и непременно на белом фоне. Конечно, белый фон можно «вычистить» на компьютере, но занятие это трудоёмкое, особенно когда много тонких линий и просветов. Пришлось пойти другим путём и за два часа изготовить софт-бокс на вспышку, который и решил проблему белого фона. Рекомендую и вам сделать подобный прибор, тем более что он имеет универсальное назначение и наверняка пригодится в съёмочной практике.

Софт изготовлен на старую, ещё советского производства, сетевую молотковую вспышку ФИЛ-101. Выбор вспышки не критичен, просто чем мощнее вспышка, тем больших размеров может быть софт. На такую вспышку, как ФИЛ-101, можно, например, сделать софт с лицевой стороной в один метр и использовать его для домашней студийной съёмки портретов на ослепительно-белом фоне.

Сделан софт из гофрокартона. Из этого лёгкого и прочного материала делаются коробки под бытовую технику и мебель. Выбранный вами размер лицевой стороны софта отмечается на картоне. Затем под углом 30 градусов рисуются боковые стороны до определённой вами горловины для вспышки. Вырезанные заготовки оклеиваются с одной стороны до горловины мятой серебристой фольгой. Оклеенные заготовки собираются в пирамиду с помощью упаковочного скотча. Внутрь пирамиды устанавливается оклеенный мятой фольгой конус на двух проволочных шпильках, пропущенных крест-накрест сквозь пирамиду. Конус делается из простого картона. Горловина софта формируется так, чтобы он прочно удерживался на вспышке. Лицевая сторона софта закрывается «молочной» плёнкой. Принципиальная схема софт-бокса изображена на рисунке.

Вспышка «поджигается» через светосинхронизатор. Не вздумайте подключать старую сетевую вспышку к современной электронной камере через «горячий башмак» — это сразу выведет фотоаппарат из строя. Датчик светосинхронизатора вспышки ФИЛ-101 был «вынесен» из корпуса на длинном проводе и с помощью бельевой прищепки прикреплён на лицевую сторону софта.

Яркость экрана софта регулируется «молочными» масками на вспышку. Для этого на стекло вспышки наклеены направляющие.

Софт-бокс превращает лучевой импульс?ный источник света в осветительный прибор широкого заполняющего света. Кроме съёмки «на просвет» и применения прибора в качестве бестеневого белого фона, его можно использовать в портретной съёмке, для имитации света «от окна», как «контровой», для создания солнечного ореола и просто как источник заполняющего света.

Вспышка софта запускается от вспышки на камере.

Хотите стать продвинутым фотографом? Тогда читайте внимательно.

Возьмите зеркальце от визира фотоаппарата «Любитель» (поспрашивайте у знакомых или в мастерских по ремонту фотоаппаратуры). Приделайте к зеркалу проволочный кронштейн, любым извест?ным вам способом. Проволока должна быть алюминиевая или медная, 3 мм в диаметре. На свободном конце кронштейна сделайте петлю под штативный винт. Зеркальце на кронштейне крепится к штативному гнезду любого имеющегося у вас фотоаппарата. Это простейшее техническое решение.

У меня зеркальце приделано к маске, вставляемой в фильтродержатель, но это не принципиально и может рассматриваться как вариант.

Теперь, когда зеркало помещено в поле зрения объектива вашего фотоаппарата, смело можете считать себя фотографом с особым видением окружающего вас мира.

Гибкий проволочный кронштейн позво?ляет найти зеркалу необходимое для съёмки положение. Представленная на этой странице фотография наглядно демонстрирует получаемый эффект.

Непосвящённый зритель, скорее всего, отнесёт эту картинку к разряду концептуальных.

Conceptus (лат.) — мысль. В простейшем понимании концептуальная фотография — это когда изображённое выступает лишь возбудителем представлений, а предметом созерцания на фотографии служат мысли, возникающие у зрителя. Форма и содержание становятся вторичными, и фотография является только отправным пунктом для зрительских размышлений. Это следует знать, потому что слово «концептуальный» слишком часто употребляется не по назначению. Любое отклонение от привычной формы трактуется уже как концептуальный подход, хотя чаще всего это просто искажённая форма подачи, в большинстве случаев не освещённая авторской мыслью.

Снимая кусок проволоки, попавшийся на пути, фотограф осмысливает создаваемую им фотографию. Мало увидеть графику искорёженного куска, мало грамотно разместить его в кадре — надо сформулировать для себя идею, постараться понять, за что зацепилось творческое кредо. И только потом, поняв смысл, нажимать спусковую кнопку. В данном случае вы — создатель творческой, может, даже художественной фотографии. Зритель, остановивший свой взгляд на фотографии, как некогда вы на куске проволоки, пойдёт по цепочке обратно: от произведения к заложенной в нём мысли, от творения к автору и в итоге — к осмыслению своего собственного внутреннего мира.

Концептуальное искусство бежит от образов, от конкретики, от всего, что может быть как-то истолковано. Концептуализм — это то, что зритель обнаружит в себе, глядя на фотографию, те идеи, которые родятся у него. Сам автор только носитель некой информации. Дж. Кошут писал: «То, что видимо, — это только указание на присутствие информации»

Вот хаотичное нагромождение старых покрышек, корявых палок, проволоки и железа. По жанру, это — натюрморт. «Концептуально!» — воскликнет зритель, привыкший к эстетически организованным натюрмортам и пытающийся в иероглифах хитросплетений прочесть зашифрованную автором мысль.

А это совершенно реалистическая фотография фрагмента забора вокруг картофельного участка. Казалось бы, тут и художественной идеи нет никакой, кроме разве той, что это фотографический документ неорганизованного духа человека, потратившего массу сил и времени на сооружение бесполезной баррикады. И если размышлять в этом направлении, то воображение наше создаст образ этого человека, и это будет, скорее всего, старая женщина, старуха, не владеющая ни инструментами, ни строительными навыками, ничем, кроме желания сохранить скудный урожай. Если принять эту фотографию только как документ, то она в некотором роде концептуальна, а если увидеть образный ряд, уже осмысленный фотографом, то она становится просто документальной или художественной, — кому как покажется.

Ну а уж если вам очень хочется прослыть концептуальным фотографом, то возьмите лист засвеченной фотобумаги, обмакните перо или кисть в проявитель и напишите: «На этой фотографии, не изображено ничего, кроме непомерной жажды славы фотографа».

Теперь бумагу закрепите, промойте, высушите и оформите в рамку. И всем можете объявить, что вы — концептуальный фотограф.

Желаю творческих удач!

Вячеслав ИВАНОВ



Источник: http://foto.potrebitel.ru/data/4/96/100.shtml
Категория: Советы бывалых | Добавил: darphoto (16-05-08)
Просмотров: 1154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Сайт существует

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz