Чем набиты горбы верблюда «Фотограф, как верблюд, горбы всегда носит с собой», — не раз шутили мои заказчики, наблюдая за тем, как я таскаю по лестницам чемоданы и кофры с аппаратурой. Фотографу-универсалу нельзя зависеть от случайностей. Он должен в любых условиях сделать качественные картинки. Для этого необходимо обзавестись специфической аппаратурой — легкой и надежной. Ее придется таскать на своих плечах, возить на машинах, поездах, в самолетах, где от вибрации сами собой откручиваются болты внутри фотоаппаратов и вспышек. В фотографическом деле, как при строительстве дома, необходим прочный фундамент — штатив. Он нужен не только для фиксации фотоаппарата, но и для установки света и фонов. Выбор штатива всегда основан на компромиссе между весом и требованиями к устойчивости. Для тяжелой форматной камеры, которая на ветру «парусит» и норовит свалиться, нужен тяжелый, мощный штатив. Для камер среднего формата и узких годятся штативы полегче. Головки штативов должны мертво фиксировать камеру. Слабая, неудобная в работе головка может стать причиной неудачи. Представьте, что вы снимаете в режимное время. Темнеет на глазах. Каждая секунда дорога. Вы нацепили на камеру длинный, тяжелый телевик, построили композицию и вдруг видите, как объектив медленно опускается к земле. Головку придется менять. Фирмы, которые давно специализируются на выпуске штативов, вроде Manfrotto или Slik, выпускают прекрасные треноги — прочные, жесткие и легкие. А вот хорошие штативные головки обычно весьма увесисты. Я знаю только одну «фирму» в мире, которая делает патентованные легкие головки для выездников, пейзажистов, альпинистов. Располагается это уникальное производство на кухне однокомнатной московской квартиры и называется Владимир Иванович Беседин. Лет двадцать уже этот изобретатель снабжает московских фотографов своими поразительными головками и штативами (фотографии 1 – 2). В родном городе все, что нужно для конкретной съемки, независимо от веса, можно погрузить в машину (фотография 3). А вот для путешествий в другой город необходим минимальный набор оборудования, который можно носить на себе. Мой командировочный набор весит чуть больше 30 кг. Кроме узкой или широкой камеры с набором оптики, я непременно беру с собой: флешметр, одну студийную вспышку и фотозонт, три вспышки Nikon SB 26 со встроенной фотосинхронизацией, иногда набор для радиосинхронизации четырех вспышек, один штатив фирмы Slik с шаровой головкой Беседина, две стойки для света, лайтдиск для подсветки теней отраженным светом, поляризационный и оттененные фильтры фирмы Cokin.
Фотография 1. Штатив и шаровая головка Владимира Беседина. Этот легко складывающийся штатив весит всего 300 гр. Головка обладает уникальными свойствами. Она может свободно удерживать даже камеры большого формата. И снимать с помощью этой малышки можно почти с пола. Иногда я прижимаю ее к фонарному столбу и уверенно снимаю с высоты поднятых рук. Цифровая камера FinePix S2 pro. Объектив AF MICRO Nikkor 105/2,8. Использована чувствительность 100 АSА. Диафрагма 11.
Фотография 2. Штатив-лесенка Владимира Беседина. Сделан из тонкостенных алюминиевых труб, которые когда-то были веслами туристической байдарки. На вершине стоит шаровая головка. Вес штатива вместе с чехлом меньше 3 кг. Максимальная высота 265 см. Назвать его идеальным я не могу, но во многих командировках эта невесомая, хлипкая на вид лесенка выручала меня в очень сложных ситуациях. Цифровая камера FinePix S2 pro. Объектив Nikkor 18-35. Использована чувствительность 100 АSА. Диафрагма 4.
Фотография 3. Съемка в цехе автосервиса. Съемку картинки для уличного щита пришлось проводить в помещении автосервиса. Я погасил все ртутные и люминесцентные лампы и загнал машину под антресоли. Над машиной оказался потолок, отделанный гофрированным алюминиевым листом. Это он отражается в заднем стекле автомобиля. Десятиметровый бумажный фон шириной в три метра был разрезан на три части. Этого хватило, чтобы соорудить вокруг машины белую студию. Три моноблока мощностью по 500 джоулей каждый я направил в разные точки потолка. Это обеспечило равномерное верхнебоковое освещение. Белый пол отражал падающий на него свет и подсвечивал тени снизу. Ассистент с помощью лайтдиска обеспечивал дополнительную подсветку модели. Вспышка Nikon SB 26 с фотосинхронизатором лежала на сидении водителя за спиной модели. Без этого прибора внутренности салона получились бы совершенно черными, а волосы модели слились бы с фоном. Цифровая камера Fuji FinePix S2 pro. Объектив Nikkor 18-35. Использована чувствительность 100 АSА. Диафрагма 11.
Фотография 4. Лопушок. Маленький Т-образный листик бумаги способен превратить вспышку из заклятого врага в заклятого, но все-таки друга. С его помощью и с помощью рамки Stroboframe можно решить две проблемы, сопровождающие репортажную съемку в темных помещениях: избавиться от красных глаз и черной тени вдоль бокового контура снимаемого объекта. Лопушок способен также смягчить свет вспышки и подсветить глаза во время портретной съемки. Nikon coolpix 5000. Чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/15 cек. Диафрагма 7,6.
Лопушок Лист бумаги почти ничего не весит и совсем ничего не стоит. Тем не менее, я никогда не иду на съемку без пары лопушков — самодельных рассеивателей света вспышки (фотография 4). Хочешь не хочешь, а иногда приходится снимать в такой темноте, что без вспышки не обойтись. Но и тут не стоит мириться с плоским, плодящим блины светом, красными зрачками, проваленным черным фоном. Лопушок позволяет в самых неблагоприятных условиях получать вполне удовлетворительные результаты (фотография 5). В магазинах полно фабричных рассеивателей света, но все они страдают различными недостатками в сравнении с этой, тоже не идеальной, конструкцией. Сделать лопушок очень просто: лист белой плотной матовой бумаги сложите пополам и с помощью ножниц придайте ему форму буквы Т, укрепите края прозрачным скотчем. Все. Отличный рассеиватель света вспышки готов. С помощью аптечной резинки закрепите лопушок на поворотной головке. Свет отражается от крыльев Т-образного листка бумаги и освещает фон за снимаемым объектом. Зоны теней справа и слева от головы портретируемого человека перестают быть видимыми для объектива аппарата. Тень возникает только снизу от подбородка, там, где мы и привыкли ее видеть. Такая тень не раздражает зрителя. К тому же часть светового потока уходит вверх к потолку, отражается от него, подсвечивая фон. Часть этого потока работает как рисующий верхний свет. Но стоит только попытаться снять вертикальный кадр, как вспышка снова оказывается сбоку от объектива камеры, и очарование самоделки исчезает: вдоль вертикальных поверхностей объекта съемки появляется безобразная черная тень. Американская фирма Stroboframe решила эту проблему. Одним движением поворотной детали, на которой крепится вспышка, можно переместить ее головку так, что она снова окажется точно над оптической осью объектива. При этом вспышка поднимется высоко над объективом. Ее свет не сможет попасть на глазное дно портретируемого. Теперь вы гарантированы от получения портретов с пресловутыми красными глазами.
Фотография 5. «Средь шумного бала». Этот репортажный кадр сделан с использованием лопушка. Хорошо заметно его благотворное влияние – свет вспышки смягчен. Отраженным от потолка светом проработан задний план, без которого снимок потерял бы очень много. Фигуры фона контрастируют с эмоциональными героями снимка, что и вызывает невольную улыбку у большинства зрителей. Nikon F 5. Объектив Nikkor 20/2,8. Пленка Fuji Superia 400. Диафрагма 4.
Фотография 6. «Арабский плод» из серии «Плоды любви». Nikon coolpix 5000. Широкоугольная насадка. Чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/15 cек. Диафрагма 7,6.
Фотография 7. «А из нашего окна…». Витрина салона с видом на Спасскую башню была закрыта занавеской. Я на правах любопытного гостя заглянул за нее и увидел то, что искал. Камера Nikon coolpix 5000. Широкоугольная насадка. Чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/8 сек. Диафрагма 8. Цветовой баланс для ламп накаливания.
Фотография 8. «Криогенератор». Цветовое решение сюжета строилось на разнице цветовой температуры используемых источников света. Снаружи кадр освещался дневным светом из окна. День был пасмурным. Вечерней пленкой такой свет воспринимается как очень синий. А галогенка, которой освещалась внутренность холодильника, воспринимается как белая. Справа от камеры в белую кафельную стену был направлен свет еще одной мощной галогенки. Этим светом проработаны облачка рукотворного тумана. Камера Nikon coolpix 5000. Чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/8 сек. Диафрагма 5,6. Цветовой баланс для ламп накаливания.
Фотография 9. «Домашний кинотеатр». Картинка с торговым центром вмонтирована в поле экрана уже после съемки. Камера Nikon coolpix 5000. Чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/4 сек. Диафрагма 8. Цветовой баланс для ламп накаливания.
Фотография 10. «Евангелисты».
Фотография 11. «Рыжий плод» из серии «Плоды любви». Такую студию легко развернуть даже в небольшой комнате. Но сам сюжет требовал использования телеобъектива. В данном случае, чтобы отойти на достаточное расстояние, мне пришлось снимать сквозь дверной проем из соседней комнаты. Цифровая камера Fuji FinePix S2 pro. Объектив Nikkor 24-120. Использована чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/60 сек. Диафрагма 11.
Фотография 12. «Портрет серьезного человека –1». Съемка портрета в выездной студии ничем не отличается от съемки в стационарной. Однако приходится обходиться теми техническими средствами, которые удается доставить к месту работы. В данном случае использован серый фон, конструкция из двух стоек и перекладины для его подвешивания, две вспышки и лайтдиск. Цифровая камера Fuji FinePix S2 pro. Объектив Nikkor 24-120. Использована чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/60 сек. Диафрагма 8.
Фотография 13. «Портрет серьезного человека – 2». Тот же портрет, но с модифицированным с помощью фотошопа фоном. Использование графических редакторов намного облегчило работу фотографа. На съемку деревянной двери ушло минут пять, на работу по монтированию изображения за спиной модели –- еще пятнадцать. Во времена аналоговой съемки и мокрой печати я бы и в полный рабочий день не уложился. Цифровая камера Fuji FinePix S2 pro. Объектив Nikkor 24-120. Использована чувствительность 100 АSА. Выдержка 1/60 сек. Диафрагма 8.
Съемка Чаще всего сам объект диктует фотографу формальное решение: снимать цветную или черно-белую картинку, какую оптику использовать, как строить композицию кадра, каким должно быть освещение. В данном случае (фотография 6) решение о выборе сверхширокоугольной насадки продиктовано обстоятельствами — комнатка была настолько маленькой, что отойти было некуда. Но этого и не нужно было делать. Ангельские глазенки девочки смотрят прямо в душу зрителя и первыми обращают на себя внимание именно потому, что широкоугольник с его гипертрофированными перспективными сходами приближает и увеличивает передний план. Он делает главным все, что тут расположено: огромные руки папы подчеркивают хрупкость и беззащитность ребенка. Фигуры взрослых широкоугольник превратил в пирамиду. Белая противомоскитная сетка, подвешенная к потолку, поддерживает сложившуюся треугольную композицию. Сюжет обесцвечен, потому что он сам по себе уже был почти монохромным. Избавившись от цвета, я легко решил проблему освещения — единственным источником света послужило окно. Его свет отлично проработал фактуру тканей, выявил объемы. Единственный недостаток такого освещения то, что его мало. Пришлось снимать со штатива, почти с высоты пола. Взрослых я попросил не дышать, а девочка замерла в ожидании крокодильчика, который живет в фотоаппарате. Иногда выездника выручает наблюдательность, умение вообразить будущий макет рекламной листовки или разворота журнала и соединить на нем, казалось бы, несопоставимые вещи. Например, женские трусики и Спасскую башню (фотография 7). Мне нужно было снять иллюстрации к журнальному обзору товаров в бутиках, торгующих женским бельем: фотографии бюстгальтеров, ночных рубашек и т. п. Среди этих картинок одна должна была визуально держать на себе весь разворотный материал. Снять в полевых условиях белье так, чтобы оно само по себе выглядело эффектно — дело очень непростое. Полноценный свет в магазине не поставить. В торговом зале нет места, где бы фотограф не мешал обслуживанию покупателей. В такой ситуации нужно преодолеть сопротивление материала, найти подходящий объект для будущей главной картинки журнального разворота. Очень часто на выездных съемках приходится решать креативные задачи. Эта фотография сделана по заказу мужского журнала (фотография 8). На ней изображен криогенератор — своеобразный холодильник для лечения множества болезней. Входящий в кабинет пациент видит цилиндр, напоминающий афишную тумбу с отверстием для головы и пультом управления. Внутри тумбы свирепствует космический холод. Туда накачивают испаряющийся жидкий азот. Но снаружи охлажденного до ста градусов газа не видно. Что происходит в душе клиента представить несложно, однако снять что-нибудь эффектное с наскока не удалось. Обстановка кабинета была слишком обыденной. Поговорив с врачами, я попросил их приоткрыть криогенератор, засунуть в него галогенку и включать подачу жидкого азота короткими импульсами. В момент, когда облака холодного пара вырывались наружу, я нажимал на спуск. Проблемы сугубо технического свойства пришлось решать при съемке домашнего кинотеатра для каталога торговой фирмы (фотография 9). Технику поставили в небольшой подсобке, переоборудованной в демонстрационный зал. В данном случае был возможен только один способ освещения — отраженным светом. Блестящие металлизированные поверхности ни в коем случае нельзя освещать прямым светом, так как при этом возникает множество неуправляемых бликов. Светить надо в поверхности матовых экранов, расположеннных так, чтобы объектив камеры мог зафиксировать их отражение в металлизированных поверхностях аппаратуры. К счастью, стены и потолок в импровизированной студии вполне могли служить такими экранами, но они имели один существенный недостаток — были желтыми. Снимал цифровой камерой, настроив цветовой балланс по листу белой бумаги. Для съемки использовал три киловаттные галогенки, один экран из белой бумаги и складной лайтдиск, которым подсвечивал стоящую под столом колонку. Деревянные скульптуры евангелистов хранятся в музее города Юрьев-Польской (фотография 10). В музее темно, но галогенки включать не разрешили. Я поставил камеру на штатив и трижды пыхнул вспышкой: два раза в потолок и один раз в стену позади себя. Свет, отраженный от потолка, использован как рисующий, а отраженный от стены — как заполняющий. Позолоченные евангелисты высвечены почти идеально. Нигде нет ни одного не пробитого блика, превосходно проработана фактура поверхностей. Чаще всего на выезде мне приходится снимать студийные портреты. «Рыжий плод» из серии «Плоды любви» (фотография 11) снят в небольшой двадцатиметровой комнате. Мне потребовался белый бумажный фон, стойки для него и всего одна студийная вспышка мощностью 400 джоулей. Она была направлена снизу вверх в левую от камеры стену, а справа тени подсвечивались лайтдиском. Немного сложнее было снимать «Портрет серьезного человека». Пришлось временно переоборудовать в студию небольшую часть его кабинета. Рисующий свет — от студийной вспышки с большим фотозонтиком, заполняющим служит свет, отраженный от лайтдиска. Глаза подсвечивались вспышкой с лопушком (фотография 12). Серый задник показался мне недостаточно красивым и я заменил его другим, сделанным из фотографии филенчатой двери (фотография 13). Журнал "Фотодело" http://fotodelo.ru/
Источник: http://fotodelo.ru/ |