В этом уроке фотографии, в соответствии с пожеланиями читателей, мы объединили работу с двумя ранее рассмотренными фотосредствами - ракурс и свет на примере женского портрета. Показать все многообразие вариантов невозможно даже в объемной книге, поэтому мы сделали серию фотографий одной модели в разных ракурсах и при разном освещении. Мы старались создавать разные образы и настроения, порой доходя до гротеска, чтобы показать выразительные возможности рассматриваемых фотосредств и расширить поле зрительских ассоциаций. Все фотографии сделаны в одном месте и в одно время.
СЕРИЯ 1
Фото 1 Первое впечатление от образа - агрессия и напор. Голова модели наклонена перпендикулярно линии соскальзывания взгляда. Это создает ощущение движения, а взгляд исподлобья вызывает ассоциацию с быком на корриде, который в любой момент готов броситься. Все это ощущение усилено светом. Луч света довольно ярко рисует правую часть лица (на снимке она слева), при этом левая практически ушла в тень. Задняя боковая подсветка подчеркивает асимметрию. Правая щека закругленная благодаря падающей тени, а левая - почти прямая. Лицо становится более жестким. Глубокие тени под бровями делают взгляд еще более тяжелым. Свет прорисовывает волевой решительный подбородок. Яркий платок, почти воздушный, нереальный, усиливает образ. Белый цвет, как правило, ассоциируется с невинностью, чистотой, смиренностью. Это вступает в конфликт с выражением лица модели, с его резко прорисованными чертами, его плотностью, его реальностью. Кроме того, платок совершенно четко делит снимок на части. Он обрамляет, выделяет голову и часть шеи и отдельно плечо. Эта раздробленность усиливает ощущение напора. Кроме того, плечо подчеркивает движение. Любопытно, что если плечо убрать, то напор пропадет, а ощущение агрессии смягчится. Лицо потеряет опору, появится незащищенность.
Фото 2 Поменялся ракурс, как следствие, поменялся и свет на лице. Здесь девушка практически анфас. Лицо чуть-чуть развернуто влево. Притом что подбородок, как и на предыдущем снимке, немного опущен, есть легкий наклон головы, ощущение напора отсутствует. Свет не рисует жесткие контуры, линии мягкие. Лицо округлое. Свет открывает глаза, глубоких теней под надбровными дугами нет, и нет тяжести взгляда. Линия подбородка выражена, но не так сильно, как на предыдущем снимке, и от этого возникает ощущение капризности. Припухлые губы, ямочки в уголках рта, мягкий округлый овал лица - все это напоминает ребенка. Белый платок уже не контрастирует с образом, а подчеркивает его, создает ощущение беззащитности. На эту же ассоциацию работает и хрупкая незащищенная шея. Впечатление, что девушку застали в ожидании обиды.
Фото 3 Модель развернули на три четверти. Часть лица прикрыта платком. От этого девушка кажется таинственной, загадочной. Атмосфера недосказанности создается и светом. Половина лица практически не видна. Там что-то есть. Но что, мы не знаем. Что видно? Часть лба. Слегка притененный, но очень выразительный глаз. Взгляд достаточно прямой. Хорошо очерченные губы. Все это весьма привлекательно.
Фото 4 Модель практически анфас. Ее лицо довольно равномерно освещено, нет резких складок и глубоких теней. Мы можем хорошо рассмотреть обе части лица. Девушке нечего скрывать. У нее спокойный прямой взгляд, расслабленные губы. Она знает себе цену. Ощущение уверенности в себе создают и линии платка, практически параллельные с двух сторон лица. Это добавляет снимку уравновешенности. Лицо опирается на шею. Это тоже элемент стабильности. Из-за того что девушка расположена не в центре, она словно оставляет место для чего-то или для кого-то еще. Плоскость лица повернута в направлении свободного пространства. Это придает взгляду выражение оценки.
Фото 5 Здесь мы попытались, с одной стороны, собрать воедино все, что было в предыдущих снимках, с другой - создать новый образ. В портрете есть и вопрос, и ощущение силы, и таинственность. Мы специально поставили две (4 и 5) фотографии рядом для удобства сравнения. Портреты сделаны с разницей в 15 минут, но насколько они разные при сходстве ракурсов, благодаря свету и цветовому оттенку. Предлагаем читателю самому разобраться, какие ассоциации возникают при взгляде на эту фотографию, и попытаться объяснить, чем именно они вызваны, как на них повлиял ракурс и свет.
Фото 6 Мягкое боковое освещение создало достаточно сильную пластику лица, шеи, декольте. Здесь нет беззащитной шеи, есть четкий контур лица, которое закрыто отчасти волосами. Кроме того, оно находится несколько в тени, левая половина освещена совсем слабо, но черты все же прорисовываются. Тени под бровями подчеркивают немного насупленный, скрытный взгляд. Тень подчеркивает волевой подбородок, решительную складку у губ. Но агрессии нет.
СЕРИЯ 2
Фото 1 Портрет сделан фактически в контр-ажуре. Основной источник света - за девушкой. Таким образом, подсвечивается контур, и границы становятся мягкими, они словно растворяются в фоне фотографии. Нет резких глубоких складок, тени мягко прорисовывают черты лица. Яркий светлый фон создает ощущение беззащитности и хрупкости модели.
Фото 2 Голова слегка развернута и приподнята, съемка ведется немного снизу. За счет этого подчеркнута тонкая изящная шея. Веки спокойно приопущены, губы расслабленно приоткрыты. Это создает ощущение уверенности в себе и некоторой надменности. На фото нет резких теней или резких бликов. Свет рисует овал лица мягко, но довольно четко. Яркий фон подчеркивает силуэт и вместе с тем изящность модели.
На этих фотографиях мы решили показать портреты, сделанные близко к стилю «высокий ключ», изображения чёрно-белые и несколько тонированные.
Фото 3 Очень много света, идущего сверху и несколько фронтально. Некоторый рельеф лица сохраняется только благодаря легкому наклону головы: мы видим рисунок носа, контур губ. Основной акцент сделан на глаза, которые не только расположены в зрительном центре кадра, но и являются его наиболее контрастной частью. Видим руку, которая как будто создает опору, но в то же время добавляет в кадр некую динамику, придает ощущение спокойствия и защищенности. Фрагмент кофточки в правом нижнем углу останавливает соскальзывающий взгляд, возвращая его к глазам и делая снимок завершенным. Общее настроение портрета - доброжелательное внимание.
Фото 4 На этой фотографии мы еще добавили света и увеличили экспозицию. Снимок стал гораздо контрастнее, практически "высокий ключ". Лицо анфас. Черты лица контурные, рельеф фактически не прорисован, ушла линия носа, только ноздри и четкая линия губ, все внимание приковано к глазам. Портрет получился жестким, состоящим из углов: треугольник ноздри-губы, трапециевидный контур подбородка, угол руки и выреза кофточки. Все это дает ощущение строгости и жесткости. Общее настроение, пожалуй, можно описать как непреклонность.
Дорогие читатели, безусловно, наша интерпретация снимков субъективна. При создании фотографий и тем более при обсуждении в чем-то мы были единодушны, где-то спорили, но везде старались найти и сформулировать самое важное. Конечно же, каждый имеет право на свое понимание и отношение к представленным фотографиям. Смотрите, думайте, экспериментируйте.
Журнал "Фотодело" http://fotodelo.ru/
Источник: http://fotodelo.ru/ |