Воскресенье, 24-11-24, 16:00
ENERGODARPHOTO

Категории раздела

Уроки фотошопа [7]
Советы бывалых [9]
Фотошкола [43]
Разное [8]

Наш опрос

Вход

Главная » Статьи » Статьи о фото » Фотошкола

Снимаем со вспышкой - что и как
Сегодня речь пойдет о работе со вспышкой. Вспышка – это искусственный источник света, который используется для съёмки в условиях недостаточного освещения либо для изменения характера имеющегося светового рисунка. Использовать вспышку света, образующуюся при сгорании магниевых опилок, фотографы стали ещё с XIX века.

А лет 20 назад ещё можно было купить так называемые "одноразовые" вспышки, которые работали по тому же принципу – в прозрачном кубике в кислородной атмосфере находилась магниевая фольга, которая вспыхивала от электрической искры.

Сегодня используются электронные вспышки с газоразрядной лампой, где под действием электрического разряда светится газ, заполняющий лампу. Достоинств у вспышек по сравнению с осветительными приборами постоянного света несколько – это и малые габариты и вес, и малое энергопотребление при большой мощности импульса, и "цвет света", или, по научному, "цветовая температура", близкая к дневной. Мощность вспышки характеризуется ведущим числом, которое указывает, с какого расстояния (в метрах) получится нормально экспонированное изображение при съёмке с диафрагмой 1:1 и чувствительности ISO 100. То есть, чтобы вычислить рабочую диафрагму в каждом конкретном случае, необходимо рабочее число вспышки разделить на расстояние до объекта съёмки в метрах.

Конструктивно вспышки можно поделить на встроенные, портативные и студийные. Встроенные вспышки сейчас присутствуют практически в каждом любительском и полупрофессиональном фотоаппарате, позволяя сделать снимок в любых условиях освещения.

Однако на этом их достоинства и заканчиваются. А недостатки таковы: во-первых, мощности встроенной вспышки хватает только на то, чтобы осветить снимаемую сцену на три, максимум на четыре метра (ведущее число 10-12). Всё, что находится за пределами этой зоны, остаётся недоэкспонированным. Во-вторых, освещённость от точечного источника света, каковым мы можем считать и вспышку из-за её очень компактных размеров, изменяется обратнопропорционально квадрату расстояния от источника до объекта съёмки. Это означает, что если мы снимаем два предмета, находящихся на расстоянии 1 и 3 м от вспышки, то их освещённость будет отличаться в 9 раз! Практически же это выливается в пересвеченный передний план и недосвеченный задний.

Конечно, это относится не только к встроенным вспышкам, но ко всем вспышкам вообще, однако в случае встроенной вспышки бороться с этим явлением не представляется возможным. И, наконец, встроенная вспышка даёт Вам максимальную вероятность получить на снимке эффект красных глаз. Обусловлено это тем, что расположена она в непосредственной близости от объектива, а красные глаза – это свет вспышки, отражённый от сетчатки глаза. Для того, чтобы избавиться от этого эффекта, надо увеличить расстояние между вспышкой и объективом, что, конечно, в данном случае невозможно. В Вашей камере наверняка присутствует режим "подавления эффекта красных глаз", про который обязательно вспомнит продавец при продаже фотоаппарата. Не обольщайтесь! Всё, что происходит при использовании этого режима – один или несколько предварительных импульсов вспышки, которые заставляют сузиться зрачки снимаемых. То есть красные глаза никуда не исчезнут, но уменьшится площадь их свечения. Зато Вы получаете ещё два "подарка". Первый - в виде задержки срабатывания затвора. Нажали на кнопку спуска – и кроме всего прочего дожидаетесь, пока камера "отработает" предварительные импульсы вспышки. За это время не то что выражение лица снимаемого может измениться, - он вообще успеет уйти из кадра. И второе – предварительная вспышка так же, как и прочие, требует энергии. Значит, уменьшается, и довольно заметно, количество кадров, которые можно сделать с одним комплектом батареек.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: использование встроенной вспышки оправдано лишь тогда, когда важно получить хоть какое-то изображение, а его изобразительные достоинства значения не имеют. Заметим также, что "выпрыгивающая" встроенная вспышка на зеркальной или "просьюмерской" камере – это первое, что рискует быть повреждённым в экстремальных условиях съёмки (давка, падение камеры, дождь, снег и т.п.).
Кстати, в профессиональной фототехнике встроенную вспышку не встретишь. Догадались, почему?

 

Снимаем со вспышкой - что и как

Вспышка с осветительной головкой, вращающейся в двух плоскостях, даёт большие возможности по управлению освещением. Но только если Вы снимаете в помещении с белыми стенами и потолком.

Портативные вспышки – это устройства, которые изготавливаются и приобретаются отдельно от камеры и устанавливаются на фотоаппарат в случае необходимости. Разумеется, сам аппарат должен поддерживать такую возможность – то есть иметь специальную обойму для крепления внешней вспышки либо гнездо для подключения синхрокабеля (кабеля, обеспечивающего взаимодействие вспышки и камеры). Самих вспышек для таких камер великое множество – их выпускают и сами производители фотоаппаратов, и независимые производители.

Снимаем со вспышкой - что и как

Обычный "горячий башмак" без дополнительных контактов.

Установить на него можно практически любую вспышку, но "поговорить" с камерой она не сможет.

Снимаем со вспышкой - что и как

Три дополнительных контакта

(в данном случае) обеспечивают согласованную работу вспышки с фотоаппаратом. Но и простые вспышки с одним центральным контактом , установленные на эту камеру, останутся роботоспособны.
Немало вспышек отечественного производства осталось и у любителей "со стажем" с советских времён.

Но здесь есть подводные камни. Дело в том, что исторически сложился и утвердился единый стандарт крепления вспышек на камеру – так называемый "горячий башмак". Изначально он имел лишь два контакта, которые обеспечивали срабатывание вспышки одновременно с открытием затвора. Но с появлением автоматических встроенных экспонометрических систем и электронно-управляемых затворов производители фотокамер стали в "горячий башмак" добавлять контакты, через которые вспышка и камера соответствующего производителя могли обмениваться и дополнительной информацией – от индикатора готовности вспышки в видоискателе до информации о дистанции до сюжетного центра. Но вот эти дополнительные контакты у каждого производителя оказались (не случайно, конечно) расположены по-своему. Но главное, изменилось рабочее напряжение в "горячем башмаке" со 150-300 В до 5-12 В. Поэтому, используя старую вспышку с современной (и даже не очень) электронной камерой, вы скорее всего сожжёте свой фотоаппарат.

Чтобы избежать такой неприятности, просто измерьте напряжение на синхроконтактах Вашей вспышки. Если оно превышает 12 В – значит использовать её можно только с полностью механической камерой (которая работает без батареек). В результате возможность механически прикрепить любую вспышку к любой камере сохранилась, на месте остался и "главный" центральный контакт, который "поджигает" вспышку, но вот работать согласованно могут только вспышка и камера, поддерживающие единый стандарт.

Таких стандартов несколько, но наиболее распространены "Canon", "Nikon", "Pentax", "Olimpus", "Contax/Yashica", "Leica". Кроме того, что они сами производят вспышки для своих камер, существует несколько независимых производителей, которые делают вспышки сразу для нескольких систем. Признанным лидером среди них является немецкий "Metz". Продукция этой фирмы по качеству и функциональности может поспорить и с "оригиналом", а по ассортименту явно его превосходит. Из "независимых" стоит отметить также "Sigma", которая привлекает фотографов в основном значительно более низкой ценой на свои изделия при достойном качестве.
Особняком стоят фотоаппараты фирмы "Minolta" и её наследника «Sony», которая с появлением электронных камер ввела свой собственный "интерфейс" крепления вспышки. Теперь такую камеру невозможно "спалить" старой вспышкой, но и совершенно безопасную, но общепринятого стандарта не установишь.

Итак, какими же возможностями обладают портативные вспышки? Во-первых, они заметно мощнее, чем встроенные (ведущее число до 60). Во-вторых, это самые "роботизированные" осветительные приборы. Большинство современных моделей портативных вспышек способны работать в ручном и автоматическом режиме. Самые продвинутые имеют также дополнительные режимы съёмки – стробоскопический, режим синхронизации по второй шторке, режим быстрой синхронизации, иногда присутствует функция работы в режиме пилотного света. Но обо всём по порядку.

Ручной режим предполагает срабатывание вспышки на полную мощность в момент полного открытия затвора и реализуется через "горячий башмак" либо синхрокабель. Однако в некоторых моделях предусмотрена возможность работы на ½, ¼, 1/8, 1/16 и т.д. от максимальной мощности в ручном режиме. Такая функция в ряде случаев оказывается весьма кстати – например, если вспышка используется в качестве запускающей при съёмке в студии. Да и батарейки расходуются медленней.
Автоматический режим – это довольно общее определение, суть которого в том, что вспышка самостоятельно или "в тандеме" с камерой определяет мощность импульса в зависимости от обстоятельств съёмки. Если вспышка несогласованная, т.е. работает независимо от фотоаппарата, значит она снабжена датчиком, который во время импульса измеряет количество отражённого света, и когда оно становится "нормальным" (см. "Дрессированная цифра", ч.1), импульс прерывается. Заметим, что интенсивность свечения лампы вспышки не регулируется – можно лишь изменять продолжительность этого свечения.

Ну а если вспышка согласованная, то здесь вариантов работы в автоматическом режиме множество. Сегодня каждый крупный производитель фототехники имеет "фирменный" режим работы со вспышкой. Как правило, в этих режимах учитывается интенсивность внешнего освещения, расстояние до объекта съёмки (эту информацию предоставляет системе камера-вспышка автофокус), значение установленной диафрагмы и выдержки, чувствительность плёнки или матрицы и т.д. Для получения оптимального результата используется предвспышка – импульс небольшой мощности, который помогает автоматике камеры точнее рассчитать мощность основного импульса. Если вспышка снабжена "зуммируемой" осветительной головкой (т.е. с изменяемым углом освечивания), то камера без Вашего участия, в зависимости от фокусного расстояния объектива, установит "зум" вспышки в соответствующее положение.

 

Снимаем со вспышкой - что и как

Результат съёмки со встроенной вспышкой.

Объективно изображение нормально экспонировано, но качество освещения вызывает отрицательные эмоции.

Снимаем со вспышкой - что и как

Съёмка с портативной вспышкой "в лоб".

Так как расстояние между вспышкой и объективом больше, чем в предыдущем случае, то и тень сбоку увеличилась.

Снимаем со вспышкой - что и как

Кадр сделан с той же самой портативной вспышкой, но камера располагалась горизонтально.

Тень "ушла" вниз и изображение стало восприниматься лучше.
Но как бы ни изощрена была работа автоматики, снимки, сделанные с помощью вспышки "в лоб" всегда производят "нехорошее" впечатление (единственное исключение – подсветка при съёмке в контровом свете). Ведь точечный источник света, расположенный прямо над глазами – норма для шахтёра или фильма ужасов, а в реальной жизни такого освещения не бывает. Как естественное мы воспринимаем рассеянное освещение сверху (пасмурный день) или сбоку (свет от окна, утренний или вечерний свет), или направленный свет сверху (солнечный день).

Снимаем со вспышкой - что и как

Вспышка может пригодиться и в ситуации, когда света достаточно.

Снимаем со вспышкой - что и как

Например, чтобы подсветить тени при съёмке в солнечную погоду.

Снимаем со вспышкой - что и как

В этом случае рефлектор портативной вспышки был направлен в потолок.

Такое освещение имитирует естественное.

Снимаем со вспышкой - что и как

На этом снимке рефлектор направлен в стену слева от фотографа.

Рассеянный свет сбоку напоминает освещение из окна.
У Вас будет возможность имитировать естественное освещение, если вспышка снабжена поворотным рефлектором. В этом случае можно направить "голову" вспышки в стену или потолок, а уже отраженный от них и рассеянный свет будет освещать объект съемки.

Конечно, стены и потолок должны быть белыми или серыми – в противном случае лицо снимаемого окрасится в цвет потолка. Хотя в цифровой фотографии бороться с этим можно – установите баланс белого вручную по листу белой бумаги, используя вспышку, это должно помочь :). Однако следует иметь в виду, что при съёмке в отражённом свете фактическое ведущее число будет значительно меньше, чем номинальное, так как значительная часть света будет поглощена, либо рассеяна отражающей поверхностью и в формировании изображения участвовать не будет. На какую конкретно величину уменьшится ведущее число – зависит от белизны стен и от расстояния от вспышки до стен и потолка. Однако если вспышка работает в автоматическом режиме (а именно его и имеет смысл использовать в данной ситуации), то она сама рассчитает необходимую мощность импульса.

Снимаем со вспышкой - что и как

Эта фотография сделана с использованием двух внешних вспышек в режиме беспроводной синхронизации. Такой световой рисунок получить не удалось бы, еслиб в моём распоряжении была только одна вспышка

На сегодняшний день все лидеры в производстве фототехники (в том числе и Pentax) предлагают в своих «топовых» моделях портативных вспышек режим беспроводной синхронизации, который позволяет не только запускать вспышку, когда она находится на некотором удалении от камеры, но и использовать одновременно несколько таких вспышек. При этом сохраняется возможность использования TTL-замера через камеру, и, соответственно, согласованной работы с камерой нескольких вспышек одновременно. При этом также есть возможность назначить для каждой вспышки долю мощности, которую она будет давать в общей экспозиции (например, если используются 2 вспышки, то эти доли могут быть ½ и ½ или 1/3 и 2/3 соответственно). Использование таких систем имеет неоспоримые преимущества перед самым простым вариантом, когда вспышка расположена на камере – у фотографа появляется возможность управлять освещением более гибко, но использовать эти системы в репортажной съёмке практически невозможно, а в стационарных условиях портативные вспышки всё-таки значительно проигрывают профессиональному студийному импульсному свету. Поэтому этот вариант можно рассматривать, как компромиссный между работой с одной вспышкой с камеры и комплектом студийного оборудования.

Снимаем со вспышкой - что и как

Жёсткий направленный свет от студийной вспышки

Даёт глубокие тени и высокий контраст изображения. Вообще-то чаще так снимают мужчин.

Снимаем со вспышкой - что и как

Вспышка с рассеивающим зонтом

Даёт более мягкий рисунок, в "картинке" появляется больше лирики.

Снимаем со вспышкой - что и как

Свет от двух вспышек с зонтами или софт-боксами, расположенными под углом 45 градусов по обе стороны от модели

даёт очень мягкий, бестеневой рисунок. Фактура кожи и ткани почти незаметна. Любимое освещение фотографов, снимающих стареющих женщин.
А вот для того, чтобы имитировать естественное освещение не как получится, а как хочется, или придумать и воплотить на фотографии любое неестественное освещение, предназначены студийные вспышки. Конструктивно они делятся на моноблоки (автономный прибор) и генераторные системы (отдельно – генератор, отдельно – "горелки", соединенные с генератором проводом). Моноблоки дешевле и мобильнее, зато генераторные системы имеют более короткое время вспышки, легче необходимым образом распределить мощность между горелками, управлять несколькими вспышками можно с одного генератора (если моноблок находится на высоте 4 метров, то регулировать его мощность будет как минимум неудобно). Но суть работы со студийными вспышками обоих типов одна – в ваших руках оказываются очень большие возможности. Студийный свет оснащается лампами-пилотами, которые показывают, каким будет освещение при срабатывании вспышки. Мощности вспышки и пилота могут изменяться и синхронно, и независимо друг от друга. Студийные импульсные осветители применяются с насадками, которые создают тот тип света, который необходим. Для мягкого рассеянного света используют софт-боксы, белые зонты, матовые рефлекторы большого диаметра. Для получения жесткого направленного света – "соты", "носы", серебристые зонты, отражающие рефлекторы. Но это уже кухня профессиональных рекламных и свадебных фотографов.
Источник: http://www.pentaxnews.ru


Источник: http://www.photoshop.in.ua/sekretyi-kachestvennoy-fotografii/snimaem-so-vspyishkoy-chto-i-kak.html
Категория: Фотошкола | Добавил: darphoto (25-05-08)
Просмотров: 12074 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 SergOvark  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/izgotovlenie-i-stroitelstvo-pavilonov-dlya-torgovli/>изготовление киосков и малых металлоконструкций</a>

2 uggiavstra  
0
Сайт магазин Уггиру предлагает купить угги, отличного качества обуви от брендовых компаний AUSTRALIA LUXE и Heimdall boots! Огромный каталог продукции - недорогие угги детские, угги адидас, австралийские угги, домашние угги. Дешевые расценки - высокое качество!

1 fadersaka  
0
Торговые стратегии forex, книги форекс, уроки - начинающим forex! Форекс-эксперт - мега сайт актуальных ответов по тематике форекс! системы forex - окажут помощь в ставках forex на нашем сайте - форекс стратегии советники.

Имя *:
Email *:
Код *:

Сайт существует

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz