п.п1 Немножко теории.
Математически, оно определяется, как: отношение целого к большей части должно равняться отношению большей части к меньшей. Если разделить отрезок прямой на две неравные части, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), получим результат, который называют Золотое Сечение. Это число равняется 1.618 или 0.618. Части же целого отрезка (а+в), взятого за 1, выражают в относительных величинах: а=0.62..., в=0.38 или в процентах 62% и 38%.
Эти числа и получили название "золотых".
Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Именно в такой пропорции выбирали размеры холстов известные художники.
Примером же использования правила «Золотого сечения» в фотографии может являться расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости. Рис.1 и 2
Рис.1
Рис.2
п.п 2 Практическое использование правила «Золотого сечения» при компоновке кадра.
Рис.3
Разумеется, в момент съемки мы не в состоянии просчитать и зрительно отложить в уме необходимые пропорции. Поэтому на момент съемки, используется упрощенный вариант построения «Золотого сечения», или правило «Трети». Заключается оно в следующем: мы мысленно делим кадр, на три части по горизонтали и вертикали и в точках пересечения воображаемых линий, размещаем ключевые детали снимаемой сцены. Простейшая сетка «Третей», выглядит следующим образом: (рис 3).
Рис.4
Рис.5
Таким образом, кадр сформированный по правилу золотого сечения может выглядеть, к примеру, так: (рис 4,5)
Рис.6
Рис.7
Разумеется, мы можем комбинировать размещение объекта, в зависимости от замысла фотографа и объекта съемки. На рис. 6 -9 показаны различные варианты использования правила.
Рис.8
Рис.9
Далее, небольшое отступление, касающееся ЗП (заднего плана).
Рис.10
При использовании правила «Золотого сечения», необходимо не забывать про линию горизонта.
Правильная ее постановка, соответствует одной из линий горизонтальных третей, верхней или нижней, в зависимости от композиции. На рис.10, показано позиционирование горизонта, по нижней линии трети.
Рис.11
Рис.12
По поводу «золотого сечения» можно говорить бесконечно. Ниже, я хочу привести различные варианты сеток, созданных на базе\по правилу «Злотого сечения», для различных композиционных вариантов. Для того, что бы понять принципы необходимо самостоятельно экспериментально, попробовать, совместить сетки с вашими фотографиями. Базовые сетки, выглядят так рис.11-17:
Рис.13
Рис.14
Рис.15
Рис.16
Рис.17
Для тех, кто решил попробовать, выложу их в архиве, в прозрачных слоях.
Архив лежит тут: http://www.wisp.ru/setka_1.zip
п.п 3 Правило «Равновесия».
Рис.18
Рис.19
Композиционно, кадр необходимо строить так, чтобы объекты на нем были уравновешены. Что это значит? А значит это, что гармонично будут смотреться снимки, где или соблюдена симметрия (рис18, в данном случае уравновешивающими элементами являются столбы справа и слева), либо основной объект экспозиции, компенсирован дополнительным или второстепенным (рис19, в данном случае, журавль слева, уравновешивает композицию справа).
п.п 4 Как пел В.Цой «нужно место, для шага вперед»!
Рис.20
Рис.21
Любой снимок, даже построенный по правилу «Золотого сечения», может быть неправильно воспринят и не понят, только лишь потому, что не учтено направление движение (взгляда, действия) объекта съемки. На рис.20, у девушке совершенно не остается места для, продолжения движения (она уходит из кадра), хотя кадр построен в соотношениях «Золотого сечения». На рис.21 такое пространство у нее есть. Повторюсь, данное правило касается не только движения ( людей, животных машин), но и взгляда ( портрет), динамики поворота тела, лица, или сюжетного действия.
Источник: pentaxnews
Источник: http://www.photoshop.in.ua/sekretyi-kachestvennoy-fotografii/zolotoe-sechenie-v-fotografii.html |