При просмотре, обработке и выводе изображений большинство пользователей не заботится об их корректном цветовом отображении. Действительно, зачем прикладывать какие-либо усилия, если монитор и так показывает вроде бы вполне удовлетворительную картинку, а принтер выводит достаточно нормальные отпечатки? Если будут наблюдаться явные дефекты изображения, то настройки монитора всегда можно "подкрутить", а неудачную фотокарточку - вывести по второму разу.
Однако с учётом того, что частая перенастройка монитора при помощи OSD-меню может отнимать много времени, а повторную распечатку изображений (особенно на сублимационных фотопринтерах) в поисках подходящего результата иначе как расточительством не назовёшь, представляется разумным найти решение, позволяющее избавиться от этих процедур.
Сверху - откалиброванный монитор и изображение, распечатанное с использованием профиля. Снизу - монитор с профилем по умолчанию и изображение, при печати которого не было задействовано управление цветом.
Решено - калибруем!
Этим решением является калибрация и последующее создание профиля устройства вывода. Конечно, производители снабжают каждую линейку мониторов профилем, однако калибрацией никогда не следует пренебрегать - дело в том, что поставляемый с устройством профиль, как правило, не учитывает особенностей конкретной модели и, конечно же, конкретного экземпляра. Это, в свою очередь, приводит к тому, что цвета и уровни яркости отображаются не вполне точно.
Итак, как же осуществляется калибрация монитора? В принципе, выполнить её можно и вручную, используя при работе с соответствующим ПО собственные глаза в качестве регистрирующего инструмента. Однако более точных результатов можно добиться при помощи специального устройства - калибратора, осуществляющего аккуратный замер всех требуемых параметров изображения, выводимого монитором. В рамках данного материала мы подробно расскажем про оба этих способа.
Разумеется, для обеспечения корректного просмотра и вывода изображений одной лишь калибрации недостаточно - сгенерированный в результате профиль нужно правильно использовать. Кроме того, необходима и грамотная политика применения встроенных в получаемые изображения профилей. Речь идёт не только о наших фотоснимках или отсканированных картинках - корректного отображения заслуживают и изображения на веб-страницах, и файлы, открываемые в программах просмотра и обработки графики. Обо всём этом мы расскажем после краткого ознакомления с теорией управления цветом.
Что нам стоит цвет построить
Как известно, люди с нормальным зрением воспринимают один и тот же цвет практически одинаково - а вот устройства воспроизводят его по-разному. "Красный" цвет на одном мониторе может восприниматься темнее или светлее, чем на другом; изображение, распечатанное на принтере, может выглядеть совсем иначе, чем изображение на мониторе.
Модель, описывающая восприятие цвета человеком, была создана ещё в 1931 году Международной комиссией по освещению; её разработка была обусловлена необходимостью стандартизации методов контроля при производстве красителей. На основе этой модели была разработана цветовая модель LAB, позволяющая при помощи комбинации нескольких параметров получить цвет, не зависящий от аппаратных особенностей того или иного устройства. Количество этих компонентов, или каналов, равно трём: канал Lightness (яркость) определяет яркость цвета, канал A описывает цвет на оси между голубым и жёлтым, а канал B - на оси между красным и зелёным.
Аппаратно-независимая цветовая модель LAB построена на основе особенностей восприятия цвета человеком.
Однако мы знаем, что мониторы и принтеры используют совсем другой способ вывода цветов. Мониторы и проекторы получают тот или иной цвет при помощи комбинации красного, зелёного и синего цветов (называемых также первичными), а принтеры - при помощи смешивания пурпурной, жёлтой, голубой и чёрной краски. Подобные способы являются аппаратно-зависимыми - на изображение, получаемое таким образом, сильное влияние оказывают особенности того или иного устройства.
Профиль как цель и средство
Как же устраняется зависимость от аппаратных особенностей устройств? Очень просто. Для этих целей создаётся профиль, позволяющий интерпретировать значения RGB или CMYK в значения LAB. Этот профиль может быть присвоен как устройству, так и самому изображению - в результате приложение, используемое для чтения файла изображения, может точно знать, какой цвет представлен каждым цветовым значением.
Как мы уже говорили, профили могут встраиваться в изображение, где они используются в качестве рабочего пространства. Такие профили не связаны с определёнными устройствами, но обеспечивают диапазон цветов - гамму - который будет доступен нашему изображению.
Независимо от их предназначения (им может быть описание цветового поведения устройства или определение рабочего пространства, в котором осуществляется редактирование изображения), профили обеспечивают связь между цветовыми значениями, хранящимися в файле изображения или интерпретируемыми устройством ввода или вывода, с действительными цветами, воспринимаемыми зрительной системой человека.
Каждое устройство имеет индивидуальную цветовую гамму, определяющую диапазон цветов, которые могут быть воспроизведены.
Тут становится понятно, что без использования соответствующего ПО, поддерживающего обработку профилей, их использование лишено всякого смысла. Приведем простой пример - лишь малая часть пользователей интернета использует браузеры, поддерживающие профили изображений (примером такого браузера является Safari). В результате изображения со встроенным профилем, размещённые на веб-страницах, просматриваемых при помощи "обычных" браузеров, отображаются некорректно - информация, содержащаяся в профиле, просто-напросто отбрасывается.
Сверху - вывод изображения со встроенным профилем в Safari, снизу - вывод изображения со встроенным профилем в браузере, не поддерживающем профили.
О том, как осуществить калибрацию монитора при помощи программы Adobe Gamma, мы расскажем завтра.
Источник: http://www.terralab.ru/print/digiphoto/355115/ |