Хорошо рассуждать о качестве с цифрами в руках (ибо в этом случае уже можно говорить объективно). Однако для этого нужно провести специальные тесты, желательно на сертифицированном оборудовании или в специальной лаборатории.
Проводить такие тесты для всех камер, присутствующих на рынке, не только не представляется возможным, но и, по большому счету, бессмысленно. И связано это с тем, что основное количество камер приходится на сугубо любительский сегмент, целевой аудитории которого вся эта "цифирь" - суть китайская грамота. Мне проще говорить о качестве субъективно. И хотя это не так точно, зато будет понятно всем без перевода с русского на русский.
После длительного общения с камерами самых разных классов (от копеечных пластмассовых "мыльниц" до профессиональных цифровых задников) я пришёл к простому выводу: чтобы купить камеру с откровенно плохим качеством изображения, даже среди дешёвых моделей её нужно хорошенько поискать!
Если подходить к качеству фотографии с точки зрения бумажного отпечатка, то тут ситуация вкратце такова. Для печати фотографий формата 10 х 15 или 15 х 20 см или для хранения их на компьютере (чтобы иногда показывать друзьям) можно смело приобретать любую компактную камеру (с разрешением матрицы от 3 мегапикселей), которая вам понравится внешне - за качество снимков не волнуйтесь, его гарантированно хватит. Если же вы планируете печатать фотографии больших размеров (20 х 30 см и более) или же хотите получить самое высокое качество и детализацию снимков, если вам требуются богатые оттенки и тоновые переходы, тогда вам, разумеется, придётся приобрести камеру классом повыше, чем компакт (читай - зеркальную). И дело тут не в количестве мегапикселей (которых, кстати, может быть даже и меньше) - при таком увеличении может слишком явной стать "замыленность" мелких деталей.
Размер имеет значение
Недавний "Фотофорум-2007" наглядно показал, что практически все производители делают сегодня ставку на "зеркало". Цена зеркальной камеры начального уровня опустилась прямо-таки до неприлично низких значений: за какие-то 17 000 рублей можно купить "тушку" с объективом! При таком раскладе иногда кажется естественным купить именно зеркалку, которая по качеству картинки даст фору любой компактной камере. Однако компактные камеры по-прежнему в почёте там, где важна оперативность и неприметность.
Недорого, но качественно
Основной критерий выбора здесь - цена, поэтому приходится выбирать фотоаппарат по принципу "дёшево и сердито". Если не хочется переплачивать за имя, рюшечки и ненужное "бесплатное" ПО в комплекте, то можно поискать камеру на вторичном рынке, где вполне реально приобрести достаточно серьёзный фотоаппарат полугодовой давности за треть от первоначальной цены.
Но всё-таки разумнее обратить внимание на новые бюджетные модели. Бюджетная - не обязательно примитивная! Зачастую она умеет всё то, что и её "старшие" собратья, просто она питается не от тоненького ионно-литиевого аккумулятора, а от двух "пальчиковых" батарей. Да и диагональ её ЖК-экрана не 2,5 дюйма, а 1,8 или даже 1,5. Но зато всё остальное - как у "взрослых" (в том числе, и оптический зум).
Если же говорить о бюджетных зеркальных камерах, то главнын отличия от старших моделей ещё менее заметны: это материал корпуса и скорость работы. (Пожалуй, ещё одно важное отличие - отсутствие дополнительных органов управления, позволяющих получить мгновенный доступ к настройкам, не путешешествуя по меню. - прим. ред.).
Разрешение матрицы ("мегапиксельность")
В двух словах: чем больше разрешение матрицы, тем больше деталей мы можем зафиксировать. Однако это в теории. На практике при сохранении линейных размеров матрицы (длины и ширины), увеличение количества мегапикселей приводит к уменьшению размеров одного регистрирующего элемента (ПЗС или КМОП - не столь важно). А вызывает, в первую очередь, рост уровня теплового шума. Для конечного пользователя это может проявляться не только в "шумности" фотографии и потере деталей, но и в ограничении максимальной чувствительности (ISO). Так что при покупке компактной камеры не гонитесь за мегапиксельностью! Для печати фотографий нормального качества форматом до 20 х 30 см вполне подойдут даже 5-6-мегапиксельные модели (а для демонстрации на экране монитора - вообще начиная с 2 мегапикселей).
В принципе, этот совет актуален и для зеркалок, но - именно в принципе. И связано это с тем, что более свежие модели часто обладают не только большим разрешением, но и наделены гораздо лучшими характеристиками и имеют больше функций и возможностей, чем их предшественники (более быстрый автофокус, дольше работают от батарей и т. п.). Так что здесь выбирать модель, исходя из мегапиксельности матрицы, несколько… опрометчиво.
Оправдание надежд
Как бы ни были совершенны современные цифровые камеры, есть несколько не столь очевидных моментов (и принципиальных технологических ограничений), незнание которых может испортить впечатление от работы с "цифрой".
ЖК-экран
Всё было бы просто замечательно, если бы ЖК-дисплей камеры мог отображать все нюансы будущей фотографии. Увы, это не так. Качество ЖК-дисплеев современных камер, безусловно, очень высоко, но всё же их возможности по передаче деталей, цвета и контраста изображения сильно ограничены. И по той картинке, которую можно наблюдать на этом дисплее, о будущей фотографии можно судить лишь приблизительно.
Но не всё так плохо. Благодаря специальному инструменту, который присутствует практически во всех современных цифровых фотоаппаратах, мы можем быть уверены в том, что кадр будет технически качественным. Называется этот инструмент - гистограмма.
Самым нетерпеливым даю простую инструкцию для получения технически качественного изображения. Выполняется она в три этапа. Этап первый. Выводим на монитор камеры гистограмму. Этап второй. Определяем, насколько равномерно заполняет график отведённое ему место. Этап третий. Если мы видим, что график отчётливо смещён вправо (изображение слишком светлое) или влево (слишком тёмное), то просто вводим такую экспокоррекцию, которая исправит эту ситуацию. Положительная поправка смещает график вправо, делая изображение светлее, а отрицательная - влево (соответственно, делая картинку темнее). Разумеется, можно вводить поправку экспозиции и без оглядки на гистограммы, но в этом случае есть вероятность ошибиться при выборе величины поправки, так как ЖК-дисплей камер не отображает уровни яркости картинки настолько точно, как гистограмма.
Матрица
Матрицы цифровых фотоаппаратов очень не любят контрастных сюжетов. Правда, это в большей степени касается передержки изображения, небольшую недодержку они переносят относительно спокойно. В переводе на простой язык, это означает, что если из тёмных участков фотографии информацию в большинстве случаев ещё можно "вытянуть" (хотя от этого и страдает качество изображения), то из светлых - уже нет.
На практике вышесказанное оформляется в виде простого правила (нет, не "белое не носить, обтягивающее не надевать"): без особой необходимости не снимайте портреты (и не только портреты, разумеется, просто их обычно больше) против яркого источника света! Ибо результатом этого будет либо силуэтная фотография, либо невыразительно белый задний фон. Если же ситуация безвыходная, то используйте встроенную вспышку. Она, скорее всего, может работать как заполняющая, и кадр будет близок к норме. Да, старайтесь не снимать прямое (лобовое) солнце! В противном случае у вас есть неплохие шансы сжечь матрицу своего цифрового фотоаппарата. Даже в том случае, если у него, кроме ЖК-дисплея есть и оптический видоискатель.
Чувствительность матрицы (ISO)
Если в вашей камере есть возможность изменять значения ISO, старайтесь не использовать самые большие значения (например, из 100, 200, 400 и 800 ISO без особой необходимости лучше не использовать 800 ISO). В противном случае цифровой шум на ваших фотографиях может стать весьма и весьма заметным (в особенности это касается миниатюрных камер). Более того, при высоких значениях ISO страдает даже структура самого изображения, становясь излишне "мыльной". Во всём "виновата" физика и технология изготовления матриц: при небольших физических размерах одной ячейки матрицы величина теплового шума может быть сопоставима с величиной полезного сигнала!
Баланс белого
Эта установка камеры позволяет нам на фотографии белое видеть белым независимо от условий освещения (ну, это в идеале, конечно). В большинстве случаев в меню камеры на выбор предлагаются: автомат, лампы накаливания, люминесцентные лампы, дневной свет, вспышка, баланс белого по образцу (ручная установка). Несмотря на всю очевидность названий, я настоятельно рекомендую вам проверить, насколько точными они являются. Однако поначалу в повседневной съёмке я бы рекомендовал использовать автомат. Он убережёт вас от очевидно ошибочных кадров (например, включили вспышку, но забыли установить соответствующий баланс белого), хотя и может быть несколько неточным.
КРАТКИЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
Матрица в цифровом фотоаппарате - это то, что превращает попавший на неё свет (сфокусированный объективом) в электрические сигналы, которые после обработки процессором камеры "превращаются" в видимую нами картинку. Очень приблизительно её можно представить в виде отдельных квадратных ячеек, примыкающих друг к другу как соты.
ISO - International Organization for Standardization (Международная организация по стандартизации). В фотографии термин "ISO" используется для обозначения светочувствительности фотоматериалов (которая измеряется в относительных единицах). Большие значения чувствительности уменьшают экспозицию и увеличивают число ситуаций, в которых возможна съёмка без дополнительных источников света или штатива. Рост чувствительности приводит, как правило, к снижению качества изображения.
Гистограмма - это графическое представление распределения полутонов изображения, построенное от чёрного (слева) к белому (справа). Чем больше пикселей в изображении относится к одной категории, тем уже и выше будет гистограмма. Изучив гистограмму, мы можем получить общее представление о распределении яркости в текущем изображении.
Экспозиция - это количество света, попадающее на фотоматериал. Экспозиция вычисляется как освещённость светочувствительного материала, помноженная на время воздействия (освещённость управляется диафрагмой, а время воздействия - выдержка - затвором).
Экспокоррекция (поправка экспозиции) - это сдвиг экспозиции относительно "правильного" (по мнению экспонометра, разумеется) значения с целью получить передержку или недодержку экспонируемого материала. Как правило, бывает ±3 ступени с шагом в 0,3-0,5 EV. Шаг коррекции экспозиции - это минимальное отклонение, на которое можно изменить экспозицию.
По материалам "Компьютерры"
Источник: http://www.terralab.ru/print/digiphoto/330372/ |