Объектив
для фотографа – инструмент, который позволяет верно осуществить его
художественные задумки. И от того, насколько успешно фотограф сделает
выбор при покупке объектива, зависит и точность реализации поставленной
задачи, и удобство в работе, и широта возможностей применения техники,
и в конечном итоге творческое развитие самого фотографа.
Что же
нужно для того, чтобы сделать правильный выбор? Первое – обладать
необходимой технической информацией. Второе – понимать ее. И третье –
уметь делать выводы. Давайте начнем с самого начала, разделим объективы
на группы и поговорим об их различиях.
1.
Все объективы можно разделить на две большие группы: дискретные, или
«фиксы» – объективы, имеющие только одно фокусное расстояние. Например,
24 мм, 50 мм, 200 мм и т.д. И трансфокаторы, или зумы – объективы,
имеющие диапазон фокусных расстояний, например, 28 – 70 мм, 70–200 мм,
28 – 300 мм. Преимущество дискретных объективов – в малом весе,
компактности, большей светосиле и более высоком качестве картинки при
прочих равных условиях. Преимущество трансфокаторов – универсальность
(ведь один зум способен заменить несколько «фиксов»!) и оперативность:
вместо того чтобы менять объектив, достаточно повернуть кольцо.
2.
Фокусное расстояние объективов определяет их назначение. Вот, с чем вы
можете встретиться в фотомагазине: широкоугольники (12 – 35 мм),
стандартные (40 – 50 мм), портретные (80 – 135 мм) и телеобъективы (200
мм и более). Также существуют объективы специального назначения: макро,
фишай, тилт, шифт. Применение объективов различных групп не строго
определено.
С изменением фокусного расстояния меняется прежде
всего перспектива изображения. Так что, выстраивая кадр, каждый
фотограф решает, какую перспективу задать. Если вы хотите визуально
увеличить пространство, используйте широкоугольный объектив. Обычно он
применяется в пейзаже и архитектурной съемке. Но с его помощью можно
сделать и портрет. Правда, изза характерных для этого фокусного
расстояния искажений портрет получится комичным.
Объектив
с фокусным расстоянием 50 мм (угол поля зрения почти такой же, как у
человека) считается универсальным, так как им можно снять практически
любой сюжет за исключением сильно удаленных объектов. Геометрические
искажения на этом фокусном расстоянии минимальны, а перспектива
изображения не так плотна, как в «телевиках». Все это важно при съемке
портрета.
Телеобъективы используют для съемки удаленных объектов и
для того, чтобы плотно скомпоновать кадр, убирая из него все лишнее.
Здесь угол не очень большой (от 12 градусов и меньше), поэтому
пространство сжимается довольнотаки плотно, а внимание акцентируется на
основном объекте съемки. 3. Основная характеристика объектива –
фокусное расстояние. Но на этом выбор фотографа только начинается.
Потому что от остальных характеристик оптики зависит качество
изображения. Все объективы можно условно разбить на три группы:
бюджетная (цена до 6 000 руб.), средний класс (от 6 000 до 30 000 руб.)
и профессиональные (в среднем от 20 000 до 60 000 руб., но есть
экземпляры ценою в хороший иностранный автомобиль). В чем же отличия в
классе оптики, не считая цены? В оптических характеристиках, в
прочности и надежности.
Бюджетная оптика характеризуется
невысоким качеством линз. Малая разрешающая способность таких
объективов не лучшим образом влияет на качество деталей в изображении,
отсутствуют асферические и низкодисперсные линзы, улучшающие качество
изображения, оптика плохо держит контровой свет. Кроме того, бюджетная
оптика не может похвастаться хорошей светосилой (обычный диапазон
f/4.0–5.6). Изза легкого пластикового корпуса такие объективы плохо
переносят удары, со временем возможно появление люфтов, что может
сказаться и на качестве картинки. Заметно и непостоянное качество
сборки. Два экземпляра одной и той же модели могут сильно различаться
по качеству.
Объективы среднего класса также относятся к
любительской категории, но по сравнению с бюджетной оптикой у них более
качественные линзы и сборка. Здесь в оптической схеме уже используются
асферические и низкодисперсные элементы, увеличиваются вес и размеры,
прочность корпуса, повышается светосила. Есть такие дополнительные
элементы, как ультразвуковой мотор для скоростной фокусировки,
стабилизатор изображения для уменьшения эффекта шевеленки, улучшается
конструктив (более плавный ход колец, внутренняя фокусировка). Обычно
любительские объективы среднего класса отлично работают на определенных
значениях фокусного расстояния и диафрагмы. Например, объектив 75 – 300
мм может давать неплохую картинку на 135 мм и диафрагме 11 и «мылить»
на 75 мм и диафрагме 4. При выборе такой оптики важно знать сильные и
слабые значения конкретного объектива.
Профессиональные объективы
характеризуются высокими оптическими характеристиками. Большая
разрешающая способность, высокая светосила, отличное чернение
внутренних поверхностей. Они хорошо держат контровой свет, прекрасно
работают на всем (!) диапазоне фокусных расстояний и значений
диафрагмы. Корпус металлический, ударопрочный, иногда
пылевлагозащитный. Даже при ударах объектива практически не появляются
люфты, что гарантирует долговечность и точность работы. Всегда высокий
уровень сборки.
Все
то, о чем мы сейчас говорили, относилось к зумобъективам. Но стоит
вспомнить и о дискретниках. Здесь не существует строгого распределения
между бюджетным и средним классом. И качество лучших любительских
дискретников можно сравнить с качеством профессиональных
трансфокаторов. Определяется это существенно большей, чем в зумах,
простотой расчета оптической схемы. А, следовательно, использование
меньшего количества линз в схеме, значит, и более низкая цена. Поэтому,
например, «полтинник», который стоит около 3 000 руб., дает картинку
лучше, чем зумобъектив ценою в 12 000 руб. Да и светосила выше на пару
ступеней. К тому же, он легкий и компактный. Но менее универсальный,
что ограничивает круг его применения. Поэтому перед каждым фотографом
встает весьма непростая задача: какую оптику купить к своему
фотоаппарату? И тут нужно хорошо подумать! Давайте разбираться.
Для начала нужно сформулировать те задачи, которые вам предстоит решать.
1.
Вы – фотолюбитель и хотите просто заменить мыльницу на зеркалку.
Снимаете от случая к случаю, печатаете 10 х 15 см. Тогда вам подойдет
бюджетный зумобъектив, который продается в наборе ко многим бюджетным
зеркальным камерам. Его диапазон 28 – 80 (90) мм (для цифровых камер 18
– 55 мм), которого вполне достаточно и для съемки пейзажа, и для съемки
портрета. Маленький и легкий, он стоит около 3000 рублей.
2. Вы –
фотолюбитель, снимаете все подряд во время поездок и прогулок,
печатаете фотографии 10 х 15 см, но иногда и 15 х 22 см. Основные
требования к съемке – простота и универсальность. Выбор очевиден: вам
нужен один объектив с большой кратностью, так называемый гиперзум,
например, 28 – 200 мм (цена от 6 000 до 12 000 руб.). Старайтесь не
гнаться за объективами с очень большим диапазоном фокусных расстояний.
Помните, что с увеличением кратности объектива его оптические
характеристики снижаются.
3. Вы – фотолюбитель, но просто щелкать –
это уже не для вас. Вы строите композицию кадра, ревностно относитесь к
качеству фотоснимка и собираетесь серьезно заниматься фотографией. Тут
одним объективом не обойтись. Выбор оптики во многом зависит от жанров,
в которых вы работаете (оговорюсь, съемка не профессиональная). Вам
можно посоветовать оптику среднего класса. Вариант 1: широкоугольник 17
– 35 мм (около 12 000 руб.), штатник 50 мм (от 3 000 руб.) и телевик 70
– 300 мм (от 6 000 до 14 000 руб.). Вариант 2: широкоугольник (если
нужно) 20 мм (около 10 000 руб.), штатник 28 – 105 (135) мм (от 6 000
до 14 000 руб.) и телевик 70 – 300 мм (от 6 000 до 14 000 руб.). Если
вы увлекаетесь анималистикой, то можно приобрести относительно
недорогой объектив с фокусным расстоянием до 500 мм (до 30 000 руб.).
4.
Вы еще фотолюбитель, но уже не мыслите свою жизнь без фотографии и из
каждого кадра выжимаете максимум возможного. Печатаете фотографии
размером 30 х 45 см. Тогда, если вы снимаете в жанрах, не требующих
спешки, можно приобрести несколько дискретных объективов, скажем, 20 мм
(10 000 – 13 000 руб.), 50 мм (3 000 – 12 000), 100 мм (14 000 руб.).
Конечно же, возможны варианты и комбинирование с трансфокаторами. Если
вас все же смущает частая смена объективов, можно воспользоваться парой
профессиональный зумов: 17 – 40 мм (от 20 000 руб.) и 70 – 200 мм (от
20 000 руб.). Если вы приобретете телеконвертор, то сможете увеличить
фокусное расстояние до 400 мм. При втором варианте вы потеряете в
светосиле, но приобретете в надежности и универсальности объективов.
Каждый выбирает для себя.
5. Вы – профессионал. Тогда вы сами знаете, что вам нужно.
С
появлением цифровых зеркальных камер с неполным размером кадра
появилась оптика, рассчитанная исключительно на них. Плюс таких
объективов – за относительно небольшие деньги вы получаете широкий угол
и компактные размеры. Минус – их нельзя использовать на полнокадровых
фотоаппаратах. Многие задаются вопросом: покупать только «родные»
объективы или можно использовать оптику независимых производителей.
Она, как правило, дешевле. Но обеспечивает ли она такое же качество?
Этот вопрос сам по себе поставлен некорректно. Потому что ни одному
фотографу не нужны абсолютные показатели объектива. Главное, чтобы
выбранная модель соответствовала его критериям качества, удобства и
цены. И если все сходится, то и производитель не важен. Поэтому
выбирайте объектив, а не производителя.
Подводя итог, хочу пожелать
коллегам уделять больше внимания творчеству, а не погоне за лейблами.
Выбирая объектив, помните, что вы покупаете инструмент, которым еще
нужно научиться пользоваться. И выбор этот должен быть исключительно
вашим. Так что советы слушайте, но решайте сами.